«Наша единственная обязанность состоит в том, чтобы научиться быть счастливыми».

 
 

«Наша единственная обязанность состоит в том, чтобы научиться быть счастливыми».

статью подготовили Ирина Коленько, психолог Елена Лазовская, психолог



Необходимость и практическая польза психологического консультирования давно стало очевидной. Все больше и больше людей понимают – далеко не всегда можно справиться с проблемой, опираясь только на свои силы и поддержку близких. Конечно, наиболее эффективной формой консультации психолога является очная встреча его кабинете. Но, к сожалению, далеко не у всех людей, нуждающихся в профессиональной помощи, есть такая возможность.

И дело даже не столько в финансовой стороне вопроса (вопреки бытующему представлению стоимость услуг психолога достаточно доступна), сколько в географической удаленности, например. Не все желающие воспользоваться помощью психолога, проживают в крупных городах. И в силу этого не имеют достаточно широкого выбора высокопрофессиональных специалистов. А зачастую такого выбора нет вообще. Множество русскоговорящих людей за последние десятилетия эмигрировали в другие страны. И одной их сложнейших проблем, возникающих в процессе адаптации в новой культурной среде, является языковой барьер. Если говорить о психологической помощи, то языковой и культурный барьер значительно снижает ее эффективность. Но найти в чужой стране русскоговорящего психолога очень сложно. Помощь профессионала посредством интернет, говорящего на родном языке может быть выходом в такой ситуации.

Работа с психологом через Интернет долго подвергалась критике, поскольку было много сомнений в ее эффективности. И это естественно, поскольку для любого нововведения существует необходимость накопить опыт и выбрать наиболее эффективные подходы. В России Интернет-консультирования стало распространяться всего лишь несколько лет назад. Однако в мире начало такой психотерапевтической работы было положено уже в начале 70-х годов прошлого века на Международной конференции по компьютерной связи в Лос-Анжелесе. Это был сеанс психотерапии через Интернет. К началу 2002 года насчитывалось более чем триста частных сайтов, где предлагались услуги Интернет-консультирования. Форма работы психолога в глобальной сети развивалась от единичных ответов на вопросы до начала введения в практику видеоконференций. У нас в России онлайн консультированием принято называть и единичные ответы на вопросы, и общение на психологических форумах, и переписку в электронной почте. А ведь, по сути, английское слово «on-line» означает «быть на линии (на связи) в данный текущий момент времени». То есть взаимодействие между клиентом и психологом должно происходить в режиме реального времени. И только таким образом возможно соблюдать один из наиважнейших принципов психологической работы: иметь дело с тем, что переживает клиент «здесь и сейчас». Поддержка и продвижение на пути решения проблемы эффективна только при таком условии.

Если клиент и психолог общаются в письмах, то они разделены не только в географическом пространстве, но и во времени. За время, которое происходит между отправкой письма и получением его адресатом, происходит потеря «общей волны» между клиентом и психологом. То есть теряется непосредственное восприятие переживаний клиента. Даже если психолог верно понимает человека на том конце электронной почты, его ответ может стать неактуальным для самого клиента. Это происходит в силу разных факторов. Множество текущих эмоций и смыслов, важных для поиска решения проблемы, теряются в процессе ожидания ответа. Количество невысказанных мыслей и чувств превышает количество высказанных. Фактически клиент продолжает оставаться наедине с самим собой, он лишен возможности быть в непосредственном контакте. А это основа психологического консультирования. Только в живом контакте одного человек с другим можно найти решение.

Кроме того, переписка для клиента является «хорошим» способом не проявляться в процессе консультирования таким, каков он есть. Остается страх быть не принятым и есть возможность бессознательно прятать от самого себя и от терапевта часть проблем, имеющих значение для хорошего результата работы. Зачастую письма перегружены информацией. Клиент находится в ожидании ответов на все поставленные вопросы сразу. Психологу требуется больше времени для выявления основной причины затруднений клиента. В таком обилии фактов и информации трудно отделить более значимое от менее значимого, поддерживать смысловую линию терапевтического процесса, не отклоняться от намеченной цели консультирования. В силу технических проблем письма могут теряться, не доходить до адресата. Это создает ситуацию неопределенности.

Потеря сообщений не происходит на психологических форумах. Но, несмотря на неоспоримый факт того, что форум является местом, где можно получить поддержку и взгляд со стороны от участников, он не является пространством профессиональной консультации. Даже разговор с психологом на форуме не является полноценной консультацией. Форум является открытой площадкой и любой участник в любой момент может давать психологически небезопасные комментарии, директивные указания, советы, основанные на своем опыте. Этот опыт может быть разным и далеко не всегда он пойдет другому человеку на пользу. Кроме того, внимание участников дискуссии очень часто отвлекается от заявленной просьбы о помощи. Начинаются разговоры на отвлеченные темы или споры на темы «чей совет лучше», «кто более прав». Форумчане отвлекают внимание психолога и автора темы на себя. Обычно всегда найдется тот, у кого «такая же ситуация» и диалог с психологом будет потерян. Как и в почтовой переписке, паузы в общении могут быть длительными. Здесь тоже нет момента «здесь и сейчас». Происходит подмена понятия «психологическая консультация».

Консультация психолога не является набором советом на все случаи жизни и для нее характерен индивидуальный подход к человеку. На форуме же чаще всего проявляются стереотипы мышления. Формат форумного общения имеет свои плюсы. Это возможность получить общение, узнать об опыте других людей, почувствовать себя не таким одиноким перед лицом проблемы. Но в силу отсутствия четких границ консультирования и всех вышеперчисленных причин полное решение проблемы на форуме практически невозможно. Человек интуитивно чувствует, что полное раскрытие на форуме может быть небезопасно и дозирует информацией. Это является серьезным препятствием.

По нашему опыту к числу онлайн консультаций можно отнести работу с клиентом посредством мессенджеров (icq, msn, qip и др), Интернет-телефонии и видео-конференцию (www.icq.com , www.qip.ru ). В письменном чате соблюдаются необходимый минимум условий консультирования (принцип «здесь и сейчас», контакт, временные границы консультации). Существует возможность непосредственной реакции на высказанные слова, оперативное отреагирования чувств, контроля пауз. Из недостатков письменного чата нужно отметить невозможность визуального контакта. Одна и та же фраза может быть высказана по-разному, но нет возможности услышать интонации. Клиент отвлекается на написание текста, т.е. он не в полной мере сосредоточен на себе. Ускользают тонкие детали, из которых и складывается ткань консультации.

Нам кажется достаточно очевидным, что наиболее эффективной формой работы является сочетание голоса и видеоряда. Это возможно через программу Skype, в которой предусмотрены такие функции. Если нет технических условий для одновременного использования голоса и видео, можно работать только через Интернет-телефонию этой программы. Но видео-ряд делает консультативную работу значительно более эффективной. Конечно, некоторые ограничения остаются. И это касается работы телесно-ориентированной в первую очередь, а так же сложно использовать с полном объеме методики некоторых других направлений психотерапии.

Тем не менее, остается большое пространство для полноценной психологической работы. Со стороны клиента затраты на техническое оснащение незначительны. Требуется скачать и установить программу Skype (на данный момент является наиболее приспособленной для таких целей) или msn. Эти программы распространяются бесплатно на сайте www.skype.com или http://www.msn.com Важным условием является наличие Интернет-канала с достаточной скоростью обмена данными. Из расходов потребуется покупка микрофона и веб-камеры. Это может обойтись от 1500 до 3000 тысяч рублей – в зависимости от качества оборудования. Установка оборудования не требует специальных навыков. Можно получить инструкции по установке в момент покупки. Часто возникают вопрос – как оплатить онлайн консультацию психолога? Это возможно несколькими способами. Во-первых, это банковский перевод (Western Union, Contakt, Migom). Этим способом пользуются во всем мире. Во-вторых, это электронные деньги (Web-Money, Яндекс-Деньги). Для оплаты электронными деньгами необходимо скачать и установить электронный кошелек. Это тоже можно сделать бесплатно на сайтах http://money.yandex.ru/ и http://www.webmoney.ru . На этих сайтах описаны способы пополнения кошелька и способы перевода денег на другие кошельки. Надо отметить, что в дальнейшем вы сможете пользоваться электронным кошельком и для своих нужд – покупок или оплаты услуг в Интернет- магазинах. Самый простой способ оплаты для жителей России – электронный почтовый перевод (в любом отделении почтовой связи).

Консультации психолога онлайн входят в практику все шире и шире, предлагая психологическую помощь и поддержку всем, кто ее ищет. Если Вы хотите получить консультацию психолога онлайн, напишите мне.

статью подготовили
Ирина Коленько, психолог
Елена Лазовская, психолог


Создан 27 окт 2008



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником